Поиск по творчеству и критике
Cлово "1910"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Письма Блока
Входимость: 26. Размер: 56кб.
2. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 22. Размер: 19кб.
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 3
Входимость: 19. Размер: 61кб.
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 17. Размер: 42кб.
5. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава седьмая. Поэма "Возмездие" (1910-1911)
Входимость: 16. Размер: 98кб.
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 16. Размер: 68кб.
7. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 16. Размер: 158кб.
8. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 7
Входимость: 12. Размер: 27кб.
9. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 11. Размер: 8кб.
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 10. Размер: 35кб.
11. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 3
Входимость: 10. Размер: 39кб.
12. Блок А. А. - Белому Андрею, 29 сентября 1910 г.
Входимость: 10. Размер: 6кб.
13. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. "Роза и крест"
Входимость: 10. Размер: 156кб.
14. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Отрывок случайный"
Входимость: 10. Размер: 93кб.
15. Минц З. Г.: Александр Блок (История русской литературы в 4 томах, 1983)
Входимость: 9. Размер: 85кб.
16. Паперный В. М.: Блок и Ницше
Входимость: 9. Размер: 79кб.
17. Свеченовская И. В.: Неразгаданная тайна. Смерть Александра Блока. Глава 11. Возмездие
Входимость: 8. Размер: 37кб.
18. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 4
Входимость: 8. Размер: 63кб.
19. Максимов Д. Е.: Александр Блок и Евгений Иванов
Входимость: 8. Размер: 70кб.
20. Тимофеев Л.: Александр Блок. Глава VI. Блок между первой революцией и войной
Входимость: 8. Размер: 101кб.
21. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава восьмая. Драма "Роза и крест" (1912-1913)
Входимость: 8. Размер: 136кб.
22. Письма Блоку и о Блоке
Входимость: 7. Размер: 30кб.
23. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 6
Входимость: 7. Размер: 21кб.
24. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 10
Входимость: 7. Размер: 44кб.
25. Кузьмина-Караваева Е. Ю.: Встречи с Блоком
Входимость: 6. Размер: 51кб.
26. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 9
Входимость: 6. Размер: 63кб.
27. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава седьмая
Входимость: 6. Размер: 51кб.
28. Гречаник И. В.: Особености лирики А. Блока - философские основы, стиль
Входимость: 6. Размер: 122кб.
29. Блок А. А. - Белому Андрею, 6 сентября 1910 г.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
30. Соловьев Сергей: Воспоминания об Александре Блоке
Входимость: 5. Размер: 45кб.
31. Белый А. - Блоку А., сентябрь 1910 г.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
32. Белый А. - Блоку А., 25 ноября 1910 г.
Входимость: 5. Размер: 3кб.
33. Хансен-Лëве О.: Концепции “жизнетворчества” в русском символизме начала века (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Блок, Ф. Сологуб, Д. Мережковский и другие)
Входимость: 5. Размер: 73кб.
34. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 13
Входимость: 5. Размер: 42кб.
35. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Двойники
Входимость: 5. Размер: 57кб.
36. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава девятая. У второго порога. Блок в Москве
Входимость: 5. Размер: 21кб.
37. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Блок, Станиславский, Мейерхольд
Входимость: 5. Размер: 161кб.
38. Родина Т. М.: Александр Блок и русский театр начала XX века. Натурализм и символизм
Входимость: 5. Размер: 173кб.
39. Блок А. А. - Белому Андрею, 22 октября 1910 г.
Входимость: 5. Размер: 10кб.
40. Кузьмина-Караваева Е. Ю.: Петербург, рыжий туман, ярко-синий конверт....
Входимость: 5. Размер: 43кб.
41. Орлов В. Н.: Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Круговорот
Входимость: 4. Размер: 69кб.
42. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. Заключение
Входимость: 4. Размер: 36кб.
43. Белый Андрей: Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. III. Шахматово
Входимость: 4. Размер: 68кб.
44. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава шестая. "Ты в поля отошла без возврата". Образцы второго тома стихов
Входимость: 4. Размер: 26кб.
45. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 2
Входимость: 4. Размер: 26кб.
46. Садовской Борис: Встречи с Блоком
Входимость: 4. Размер: 24кб.
47. Магомедова Д. М.: Блок А. А.
Входимость: 4. Размер: 19кб.
48. Берберова Н. Н.: Александр Блок и его время. Глава XIV
Входимость: 4. Размер: 13кб.
49. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 1
Входимость: 4. Размер: 40кб.
50. Андрей Турков. Александр Блок. Часть 11
Входимость: 4. Размер: 43кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Письма Блока
Входимость: 26. Размер: 56кб.
Часть текста: А. В., 23 июня 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 18 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., июль (до 21) 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 23 июля 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 2 августа 1902 г. Блок А. А. - отцу, 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Малько Н. А., 5 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 16 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 августа 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 8 сентября 1902 г. Блок А. А. - Гиппиус 3. Н., 14 сентября 1902 г. Блок А. А. - отцу, 29 ноября 1902 г. Блок А. А. - Соловьеву М. С., 23 декабря 1902 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 28 декабря 1902 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 1 февраля 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 20 марта 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 30 апреля 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д., 13 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Менделеевой Л. Д., 24 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Гиппиусу А. В., 25 июня (н. ст.) 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 8 октября 1903 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 23 ноября 1903 г. Блок А. А. - Брюсову В. Я., 26 ноября 1903 г. Блок А. А. - Соловьеву С. М., 1–6 ...
2. Белый А. - Блоку А., конец октября 1910 г.
Входимость: 22. Размер: 19кб.
Часть текста: Ты поймешь, что моя немота от перегруженности важным; работаю я, как последний чернорабочий; а знаешь, как-то неловко говорить (да еще в письме - все письма суть печальная необходимость), не отмыв лица и рук от рабочей пыли. Кроме того, эмпирически я смертельно устал, зол и сух, и не хотелось бы, чтобы тень чисто физической усталости, внешней сухости и злости пала на мое письмо к Тебе. Итак, вот почему я молчу. Дорогой, старинный друг, бывший не раз и моим врагом (верю - это уже сожжено раз навсегда), да, я Тебе верю; принимаю всяким. Все личное между нами, психологически затруднявшее меня, сгорело бесследно: могу относиться к Тебе спокойно. И в этом спокойствии нахожу в себе мою любовь к Тебе: кто бы Ты ни был, принимаю; если Ты хочешь гибели себе, или вообще гибель преобладает в Твоей душе, я могу нежно жалеть, что душа Твоя еще в "Пепле"; но умалит ли погибельность Твоих переживаний любовь мою к Тебе? Если Ты вообще хочешь гибели всем, если Ты активно от погибельного и деятельность Твоя сеет смерть, то я объективно бы это почувствовал, и не написал бы Тебе письма. Более того: Ты не писал бы того, что Ты пишешь, ибо Твою статью в "Аполлоне" я понимаю и принимаю до конца, до дна. Ты пишешь мне, что "Балаганчик" и "Незнакомка" - Твои: не сомневаюсь. Но в эпоху появления этих драм мне казалось, прости меня, ...
3. Громов П. П.: А. Блок, его предшественники и современники. "Путь среди революций" (Блок-лирик и его современники). Глава 4. Страница 3
Входимость: 19. Размер: 61кб.
Часть текста: индивидуального случая: в том же стихотворении «Домби и сын» дело совсем не в диккенсовских людях и даже не в Диккенсе, но в некоем концентрате таких исторических судеб, которые изображал Диккенс; в «Аббате» (1914) дело совсем не в традиционном для французского романа католическом священнике, но в «остатке власти Рима», парадоксально вклинивающемся в XX век; в «Американке» (1913) дело совсем не в некоей двадцатилетней девице, переплывающей океан и ничего не понимающей ни в «Фаусте», ни в Лувре, но в полной несовместимости «американского образа жизни» с великой культурой Европы, и т. д. Сами сюжеты стихов строятся отнюдь не на конкретных человеческих судьбах — поэтому «героем» может быть собор, стандартная кинокартина, теннисная партия, ледник с мороженым, трагедия Озерова и т. д. Потому-то Мандельштам так часто обращается к созданным уже до него человеческим образам, что его совсем не интересует лично-конкретная сторона в образе: «Домби и сын» или аббат ему нужны как раз потому, что внутренних открытий в конкретной личности он не собирается делать и прямо заявляет об этом, указав, какую именно конкретную ситуацию или личность он собирается перетолковать. Реальный сюжет у него всегда в таких случаях философско-исторический, и готовый герой или предмет (как, скажем, ящик с мороженым) и «проигрывают» тему в очень остром стихотворном сюжете,...
4. Бекетова М.А.: Александр Блок. Биографический очерк. Глава восьмая
Входимость: 17. Размер: 42кб.
Часть текста: выходит по-новому и притом гораздо удобнее, просторнее и красивее прежнего. В письме к матери от 18 янв. 1910 г. он горячо уговаривает ее отказаться от визитов и других светских обязанностей. Письмо его на эту тему очень характерно. "За то, что ты делаешь визиты, а Францик тебе это позволяет, я прямо сержусь на вас обоих. Всякому человеку нужно быть, хотя бы до minimum'a таким, каков он есть, существуют черты, которых не преодолеешь. Таковы для нас с тобой (обоих соверш. одинаково) - отношения к "обыкновенным", посторонним "ближним". Я знаю твердо, что если я начну "исполнять обязанности", вроде твоих (хотя бы, по отнош. к родственникам Марьи Тимоф. Блок, или к своим), то я долго не выдержу. Потому я поневоле (по обязанности перед самим собой) должен экономить себя - и низа что не отдам ни одной части своей души (или "досуга", или времени) таким посторонним людям. В противном случае - я могу сойти с ума без всяких преувеличений... (Ни о карьере, ни о спасении приличий уже не может быть и речи, при условии твоих припадков)". Здесь Ал. Ал. говорит о тех припадках эпилептического характера, которым подвержена была его мать. Доктора называют их "эпилептоидами". Они связаны с болезнью сердца и начинаются с момента неописуемого блаженства или страдания, затем краткого беспамятства. Они сопровождаются известной степенью духовного просветления и очень тяжелы по своим последствиям: потеря памяти, растерянное и удрученное состояние; обычные явления жизни получают характер чего-то дикого и страшного. Блок торопит мать скорее бросить Ревель, скорее переезжать в Петербург. По этому поводу он пишет 29 янв.: "Прямо в санаторию ехать не следует уже потому, что тебе нужно "выговориться" со мной..." и 22 января:...
5. Мочульский К.В.: Александр Блок. Глава седьмая. Поэма "Возмездие" (1910-1911)
Входимость: 16. Размер: 98кб.
Часть текста: в Петербург в начале февраля, а в марте ее перевозят в санаторию, в Сокольники, около Москвы. Нервная болезнь матери Блока выражается в ужасе перед жизнью. Поэт старается ее ободрить и успокоить, но он сам живет в "страшном мире" и тоскует не меньше ее. В январе он внезапно оживляется: к земле приближается неизвестная комета, быть может несущая гибель. "Известно ли тебе, - пишет он матери, - что кроме кометы Галлея (безопасной, вроде Натальи Николаевны) идет другая, неизвестная-- настоящая незнакомка? Хвост ее, состоящий из синерода (отсюда - синий взор), может отравить нашу атмосферу, и все мы, примирившись перед смертью, сладко заснем от горького запаха миндаля в тихую ночь, глядя на красивую комету". И через два дня снова пишет о комете: "Я очень оживлен, комета, разумеется, главная причина. Оказывается, можно "опасаться" хвоста кометы Галлея, а о второй еще решительно ничего не известно, кроме того, что она летит со страшной быстротой". Но надежды на конец света обманули поэта, и он вскоре разочаровался в кометах: "О комете я как-то перестал думать или думаю редко" (письмо от 27 января). Комете Галлея посвящено стихотворение "Комета" [ Вошло в отдел 3-го тома "Разные стихотворения" ]: звезда "из синей вечности" грозит миру "последним часом", но человек не боится гибели; навстречу комете он посылает своих "стальных стрекоз" - свои аэропланы. Очень выразительна в нарастающем напряжении третья строфа: Наш мир, раскинув хвост павлиний, Как ты, исполнен буйством грез: Через Симплон, моря, пустыни, Сквозь алый вихрь небесных роз, Сквозь ночь, сквозь мглу стремят отныне Полёт - стада стальных стрекоз. И снова тянется опостылевшая жизнь петербургского интеллигента и литератора. Блок чувствует, что какая-то развязка должна наступить: "Скоро жизнь перевернется, так или иначе, пора уж....
6. Блюмбаум А.: Musica mundana и русская общественность. "Дальнобойные снаряды"
Входимость: 16. Размер: 68кб.
Часть текста: иметь надежду подняться, оправиться, отдохнуть и идти к людям, разумея под ними уже не только «толпу»… – для этого надо было иметь большие нравственные силы, т. е. известную культурную избранность, ибо нравственные фонды наследственны. В наши дни все еще длится – и еще не закончен – этот нравственный отбор; вот почему, между прочим, так сильно еще озлобление, так аккуратно отмеривается и отвешивается количество арийской и семитической крови, так возбуждены национальные чувства; потому не устарели еще и «сословные» счеты, ибо бывшие сословия – культурные ценности, и очень важно, какою культурною струей питался каждый из нас (интересно, когда касается тех, кто еще имеет «надежды», т. е. не «выродился», не разложился, не все ему «трын-трава») [Блок 7, 117-118]. Приведенный фрагмент тесно связан как с актуальными событиями русской жизни (разворачивающееся дело Бейлиса, поставившее в центр общественной дискуссии роковые вопросы крови), так и с литературным текстом, над которым Блок работает и о котором непрерывно думает в эти месяцы, – с «Возмездием». Как известно, смерть отца в 1909 году заставила Блока обратиться к проблематике собственного культурного генезиса, а также семьи и рода. Как видно из приведенной цитаты, «наследничество» описывается поэтом одновременно в терминах культурных, кровных и социальных – биологическое и...
7. Александр Блок в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 16. Размер: 158кб.
Часть текста: Аксаковы — II, 230. Александр III (1845—1894) — I, 48, 349, 453. Александр Васильевич — см. Гиппиус А. В. Александр Львович — см. Блок А. Л. Александр Македонский (Великий, 356—323 гг. до н. э.) — II, 9. «Алконост», издательство (1918—1923 гг.) — I, 358; II, 265, 269, 270, 276, 277, 284, 289— 291, 300, 308, 309, 317, 324, 365, 379, 408, 418. «Алконост», сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской (1911) — II, 79. Алла Митрофановна — см. Аничкова А. М. Алчевский Иван Алексеевич (1876—1917), оперный певец — I, 484. Альтман Натан Исаевич (1889—1970), художник — II, 182. «Альциона», издательство (1910—1919 гг.) — II, 271. Алянский Самуил Миронович — см. том II наст. изд., с. 457—459 — I, 224; II, 244, 249, 259—325, 366, 408. Амалия — см. Гейне А. Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938), писатель; с 1921 г. в эмиграции — II, 240, 339. «Васька Буслаев» («Василий Буслаев») — II, 240. Андреев Леонид Николаевич (1871—1919) — I, 292, 315, 331, 333, 339, 440—442, 469; И, 59, 233, 326. «Жизнь человека» — I, 440— 442, 450, 468. Андреева (ур. Юрковская, в Первом браке Желябужская) Мария Федоровна (1868—1953), драм. артистка, жена М. Горькою; в 1918—1921 гг. комиссар театров и зрелищ Союза трудовых коммун Северной области и директор Большого драматического театра — II, 338, 408. Андреева-Дельмас (ур. Тишинская) Любовь Александровна (1879—1969), оперная артистка, возлюбленная и близкий друг Блока — II, 96, 102, 171, 355, 408. Andrieu — Андрие Шарль (1845—1910), артист франц. драм. труппы в Петербурге (с 1875 г.) — I, 56, 57. Андрюша — см. Кублицкий- Пиоттух А. А. Аничков Евгений Васильевич (1866—1937), литературовед и критик; после Октября в...
8. Азадовский Константин: Стихия и культура (Клюев и Блок). Глава 7
Входимость: 12. Размер: 27кб.
Часть текста: переписывал их и затем, отправляя копию, оставлял себе клюевский автограф. При этом, стремясь улучшить клюевский текст, Блок делал порой незначительные поправки [118]. Помочь Клюеву войти в «большую русскую литературу» – таково было желание Блока, которое он в 1908-1909 годах деятельно старался осуществить. Он пропагандировал имя Клюева в столичных литературных салонах, защищал его от нападок со стороны Мережковских, Розанова и других, пытался привлечь своего деревенского корреспондента к сотрудничеству в таких изданиях, как, например, «Русская Мысль». Не без участия Блока завязываются и отношения Клюева и С. М. Городецкого, который начиная 1911 года энергично покровительствует олонецкому поэту. Однако решающее значение для литературной карьеры Клюева имело его начавшееся в 1910 году – также благодаря Блоку – сближение с И. П. Брихничевым. Священник, лишенный права священное лужения за пропаганду своих неортодоксальных, «протестантских» идей, Брихничев в те годы считал своей основной задачей духовное просвещение русского народа. Он примыкал к тем представителям российского духовенства, которые были – в той или иной степени – захвачены революционной волной и стремились излагать свои религиозные убеждения в доступной для «простого народа» форме социальных требований. Эти священники выступали против государственности и официального православия, против имущественного неравенства и духовного гнета, призывали к осуществлению древних христианских заветов и установлению «царства Божия» на земле. В годы первой русской революции и после нее брожение внутри русского духовенства заметно усиливается. Среди священников, игравших в те...
9. Блок А. А. - Белому Андрею, 19 декабря 1910 г.
Входимость: 11. Размер: 8кб.
Часть текста: В Петербурге трудно и туманно. Живу тихо и жду лучшего. Приезжал Э. К. Метнер 2 . Соловьевский вечер здесь не удался, лучше было бы совсем не устраивать 3 . В Москве, надеюсь, будет лучше и строже 4 . Пиши мне иногда. Часто думаю о Тебе. Я перечитывал "Кубок мятелей" - совсем по-новому; но когда-нибудь буду перечитывать его еще иначе и еще лучше. Я написал Д. С. Мережковскому несколько резких писем. Он отвечал так, что лучше бы и совсем не отвечать 5 . Больше не буду делать попыток к сближению; для меня неприемлем Мережковский; как его сверстники - Розанов и Минский. Бог с ними. Завидую Тебе, что Ты в Италии; впрочем, вероятно, и сам там буду 6 . Хочу списаться об издании с Э. К. Метнером. Мне окончательно ясно, что не надо издавать "Собрания сочинений", а только - "Собрание стихотворений" (3 тома); "Стихи о Прекрасной Даме" разрослись 7 . Да, прибавляются и "Эллины", о которых Ты говорил на вокзале 8 . Люблю Тебя, пиши. Твой Ал. Блок Примечания 1 Ответ на п. 227 и 228. 2 Э. К. Метнер посещал Блока 7 и 9 декабря (см.: Письма к родным, II С. 104, 105); 19 декабря он сообщал Белому: "... главное был...
10. Белый А.: Воспоминания о Блоке. Глава восьмая. Вдали от Блока. Башня
Входимость: 10. Размер: 35кб.
Часть текста: Блока. Башня Башня   Быт жизни "башни" - незабываемый, единственный быт; "башня" -- название квартиры В. И. Иванова, помещающейся в выступе пятиэтажного дома, имеющего вид башни; внутри круглого выступа - находилась квартира, - на пятом, как помнится, этаже; по мере увеличения количества обитателей, - стены проламывались, квартира соединялась со смежными; и под конец, как мне помнится, состояла она из трех слитых квартир или путаницы комнатушек и комнат, соединенных между собой переходами, коридоришками и передними; были - квадратные комнаты, треугольные комнаты, овальные чуть ли не комнаты, уставленные креслами, стульями, диванами, то прихотливо резными, то вовсе простыми; мне помнится: коврики и ковры заглушали шаги; вы дав а лис я: полочки с книгами, с книжицами, даже с книжищами, вперемешку с предметами самого разнообразного свойства; казалося: попади в эту "башню", -- забудешь в какой ты стране и в какой ты эпохе; столетия, годы, недели, часы, - все сместится; и день будет ночью, и ночь будет днем; так и жили на "башне": отчетливого представления времени не было здесь; знаменитые "среды" Иванова, были, не "средами", а - "четвергами"; да, да: посетители собирались не ранее 12 часов ночи; и стало быть:...